Конец эпохи «золотых» ОВГЗ, или Как коронавирус «подточил» гривню

Конец эпохи «золотых» ОВГЗ, или Как коронавирус "подточил" гривню

Конец эпохи «золотых» ОВГЗ, или Как коронавирус "подточил" гривню

Аналитика

28.02.2020 16:12

Укринформ

Украинские ОВГЗ теряют популярность: иностранцы испугались коронавируса. Но это был ключевой инструмент Минфина! Что теперь будет?

В конце недели гривня на межбанковском валютном рынке "просела" на 12 копеек – до 24,54 – 24,56 грн/доллар. По данным Finance.ua, торги на межбанке проходили под влиянием международной паники из-за коронавируса и провала последнего аукциона Минфина по продаже ОВГЗ, из-за чего предложение валюты на рынке снизилось, в то время как спрос на нее преобладал (государство должно рассчитаться с экспортерами по возмещению НДС). Если 18 февраля спрос на первичных аукционах ОВГЗ составил 1,8 млрд грн при предложении 4,5 млрд грн, то 26 февраля удалось привлечь лишь 1,6 млрд грн. Это при том, что в январе 2020 года Минфин привлек в госбюджет 18,6 млрд грн, снизив доходность до 10%. То есть, сегодня это уже далеко не те "хайповые" аукционы прошлого года, когда иностранцы скупали все, что предлагалось к продаже. Но, это еще и не паника. Просто негативные ожидания последствий коронавируса для мировой экономики заставляет инвесторов перестраховываться. И Украина уже испытывает эти опасения на себе.

Украинские ОВГЗ уже не те "горячие пирожки"

Последние аукционы по размещению очередных порций гривневых ОВГЗ не стали приятным сюрпризом для Украины. Спрос на бумаги существенно снизился. Как известно, в прошлом году именно поступления от продажи облигаций стали одним из ключевых факторов, который способствовал росту курса гривни, потому что украинские облигации раскупали иностранные инвесторы. Сегодня они не готовы покупать облигации с доходностью ниже 10%, в результате чего предложенный Минфином объем ОВГЗ в последнее время удовлетворяется лишь частично.

Конец эпохи «золотых» ОВГЗ, или Как коронавирус "подточил" гривню
Михаил Демкив

По мнению аналитиков, нынешние результаты аукционов ОВГЗ объясняются тем, что нерезидентов волнует глобальный негатив от распространения китайского коронавируса, а также дальнейшее сужение деловой активности в мире на фоне пандемии. "Новые вспышки коронавируса в Европе ожидаемо повлияли и на рынок отечественных еврооблигаций — украинские бумаги несколько упали в цене (то есть доходность по ним выросла). В среднем доходность "подскочила" на 0.3 п.п., хотя до этого была на самых низких уровнях за очень долгий период времени, — отмечает финансовый аналитик инвестиционной компании ICU Михаил Демкив. — В то же время, инвесторы стали больше покупать менее доходные облигации "столпов" мировой экономики — США (с доходностью всего 1,5-2%) и Германии (доходность вообще отрицательная ). После периода возрастания "просели" в цене и украинские ВВП-варранты (ценные бумаги, которые Украина выпустила в ходе реструктуризации в 2015 году и выплаты по которым зависят от темпов экономического роста Украины). Это означает, что инвесторы чуть меньше верят в долгосрочный успех украинской экономики".

Правительственный уполномоченный по вопросам управления государственным долгом Юрий Буца признает, что ситуация на глобальном рынке изменилась, интерес к инвестициям в локальные валюты развивающихся рынков уменьшился. "Это на нас влияет. К тому же мы не одни на этом рынке. Инвесторы, которые инвестируют в Украину, так же могут инвестировать в Нигерию, Гану, Турцию, Мексику, другие рынки, где развит локальный рынок ценных бумаг. На каком-то этапе по реальным ставкам доходности мы приблизились к другим странам, поэтому инвесторы будут не только концентрироваться на доходности, но и анализировать другие структурные элементы рынка, такие как, например, прозрачность курсовой политики, прогнозируемость и динамику инфляции", – утверждает Юрий Буца.

Конец эпохи «золотых» ОВГЗ, или Как коронавирус "подточил" гривню
Юрий Буца

Развивайся или спасайся под крылом МВФ

Однако эксперты считают, что пока рано кричать "караул!" и получать инструкции по спасению от экономических кризисов. В частности, риски для курса гривни на рынке ОВГЗ, невелики. Даже если иностранцам сильно и одновременно "припрет" выйти из ОВГЗ, то они просто этого не смогут сделать, потому что никто у них не купит. А если и купит, то со скидкой 40-60% — соответственно накупить много валюты на вырученные деньги и существенно опустить гривню они не смогут. Важно и то, что этот риск уже неоднократно обсуждался, он понятен и к нему готовы, в том числе, и в НБУ.

Но факт в том, что международные рынки действительно испугались.

28 февраля американские фондовые биржи закрылись падением индексов на 3-4%. Они снижаются шестой день подряд. Индекс Dow Jones упал на 4,4%. В его истории это наибольшее падение за один день. Индекс S&P 500 тоже резко снизился на 4,4%. В течение последней недели он упал более чем на 10%. Это худший для индекса неделю с 2008 года, когда начался мировой финансовый кризис. Индекс Nasdaq снизился на 4,6%. Для него это самое сильное падение за более чем восемь лет. За индексами "потянулись" и сырьевые рынки — нефть, медь, зерно (особенно кукуруза), масличные и др.

Понятно, что падение мировых рынков ограничивает как экспортные возможности Украины, так и доступ к внешнему финансированию. И это в тот период, когда нас ждут значительные выплаты по внешнему долгу. "На фоне испуга и потери инвесторами аппетита к риску уже несколько аукционов по размещению ОВГЗ прошли очень скромно. Без иностранцев. Им сейчас не до увеличения своего присутствия в Украине. Ведь именно ОВГЗ, внутренние облигации были основным источником привлечения средств для Украины в 2019 году", — комментирует специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.

Конец эпохи «золотых» ОВГЗ, или Как коронавирус "подточил" гривню
Сергей Фурса

Мол, пока нам только прикрыли "краник". Надолго ли — зависит от того, наблюдаем ли мы коррекцию финансовых рынков или реальный переход к кризису. "Ответа на этот вопрос нет. И его не бывает. Но факт — внутренние облигации не помощник украинскому Минфину. То же самое можно сказать и о другом рыночном инструменте — еврооблигациях. Там сейчас невозможно осуществить новый выпуск. Все напуганы. И скорее всего продадут, чем купят", — продолжает Сергей Фурса.

И именно поэтому, по его мнению, Украине критически важно как можно быстрее получить программу МВФ. Ведь большие выплаты по внешним долгам приходятся на март и май, и если ресурсов для марта пока достаточно, то для мая необходимо привлекать внешнее финансирование. Таким образом, коронавирус не оставляет украинским властям выбора. "Власть обязана в кратчайшие сроки договориться с МВФ. А значит перестать заниматься непонятно чем в парламенте, заблокированном земельным вопросам, а после принятия многострадального закона о рынке земли быстрее проголосовать «антиколомойский закон». Не исключено, что на фоне крайне испуганных рынков МВФ пойдет навстречу украинскому правительству и в порядке исключения выделит транш в бюджет. Понимая, что других источников финансирования нет", — предполагает Сергей Фурса.

Юрий Буца также подтверждает этот тезис. "Да, мы очень зависимы от внешнего рынка. Единственный фактор, на который мы можем влиять в такой ситуации — это качественная макроэкономическая история, которая позволяет выделяться на фоне других стран. Если инвесторы принимают решение выходить из инструментов emerging markets, они принимают решение из какого выходить первым. Поэтому остановить выход вообще мы не сможем, но затормозить его и обеспечить, что из Украины будут выходить в последнюю очередь, — это нам под силу", — убежден Юрий Буца. Для этого, по его словам, нужна нормальная макроэкономическая политика — последовательное продолжение фискальной и монетарной политики. "И самый важный фактор, влияющий на цену наших облигаций, — перспектива сотрудничества с МВФ: корреляция между заявлениями или ожиданиями сотрудничества с Фондом и уровнем котировок наших облигаций очень четкая", — констатирует правительственный уполномоченный по вопросам управления госдолгом.

Марина Нечипоренко, Киев

По материалам: Укринформ

0 Replies to “Конец эпохи «золотых» ОВГЗ, или Как коронавирус «подточил» гривню”