А если за украинскую железную дорогу возьмутся и немцы, и китайцы?

А если за украинскую железную дорогу возьмутся и немцы, и китайцы?

А если за украинскую железную дорогу возьмутся и немцы, и китайцы?

Аналитика

23.01.2020 22:23

Укринформ

Поезда будут как самолеты, а железная дорога — без коррупции? Разделим с премьером и министром их оптимизм — и вернемся в реальность

Прогресс не остановить — и благодаря новым технологиям старый добрый поезд с тамбурами у туалетов, утренней сдачей постельного белья и дружеским чаем в подстаканниках под вареные яйца и помидорчики из дома — окончательно уйдет в прошлое.

Премьер-министр Алексей Гончарук в Давосе рассказал журналистам, что рассчитывает с помощью национального оператора железных дорог Германии Deutsche Bahn AG преодолеть коррупцию на Укрзализныце и улучшить качество услуг. "Вчера для Украины был очень хороший день… был подписан меморандум между министерством инфраструктуры и Deutsche Bahn. Да, мы хотим отдать немцам на 10 лет в управление железную дорогу", — заявил он.

Впрочем, Deutsche Bahn существенно подправила заявление украинского премьер-министра о передаче ей в управление "Укрзализныци" на 10 лет. "Немецкий железнодорожный оператор Deutsche Bahn будет предоставлять "Укрзализныци" консультативные услуги, — заявил представитель пресс-сслужбы компании Керстин Экштайн. — Эти услуги будет предоставлять компания DB Engineering & Consulting, которая входит в Deutsche Bahn. Она поможет украинской компании решить ряд предпринимательских и технических вопросов".

Со своей стороны министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий призвал не торопиться. Подтвердив, что специалисты Deutsche Bahn будут именно советниками в реформировании "Укрзализныци", он не исключил других форматов сотрудничества: «Пока это условно советники, а в дальнейшем будем смотреть», — сказал Криклий.

Неделя хороших намерений

Между тем, стоит напомнить, что за два дня до давосского подписания был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между АО «Украинская зализныця» и китайской компанией CRCC, как об этом сообщила пресс-служба министерства инфраструктуры. 20 января меморандум подписали председатель правления «Укрзализныци» Евгений Кравцов, член правления Ремигиуш Пашкевич и заместитель генерального директора CRCC Ванг Хонгвей.

«Мы рассчитываем, что сотрудничество между Укрзализныцей и CRCC позволит значительно улучшить состояние транспортной инфраструктуры. Стремимся привлечь прямые структурные инвестиции в создание комплекса высокоскоростного железнодорожного сообщения не только между городами-миллионниками в Украине, но и в рамках европейской интеграции и выполнения Соглашения об ассоциации в буквальном смысле привести Украину в Европу, когда добраться по железной дороге в Варшаву, Будапешт и Бухарест можно будет не более чем за три часа, а из Киева в Одессу поезд будет идти полтора часа вместо нынешних 7-8 (то есть со скоростью 320 км/ч!. — Ред.)», — отметил Владислав Криклий, присутствовавший на подписании Меморандуму с китайскими товарищами.

Что же мешает достичь озвученных министром скоростей…

Понимаем, министр был искренне рад в тот момент, как тут не быть оптимистом — разделим с ним это желание. Но пока украинские поезда могут разогнаться максимум до 160 км/ч (да и то, только корейские Hyundai). Реально же Интерсити и Интерсити+ едут со скоростью 80,6 км/ч: из Харькова в Киев — за 4 часа 50 минут, из Львова — за 5:40, из Одессы — 7:14, из Херсона — 7:29, из Константиновки — 6:45, а из Сум — 4 часа 25 минут.

А если за украинскую железную дорогу возьмутся и немцы, и китайцы?
Нынешнее минимальное время, чтобы достичь названных министром городов

На карте — минимальное время, необходимое сейчас, чтобы достичь названных министром городов: в Одессу 7часов 14 минут, в Будапешт 22 часа 57 минут, в Варшаву — 15 часов 36 минут, а в Бухарест 27 часов.

Скорость движения зависит не только от локомотива, но и от путей. На разных участках она колеблется от 20 км / ч до 117 км/ч. По данным "Укрзализныци", износ путей составляет 93%. При этом средняя скорость «обычных» поездов — 58,2 км/ч, в частности, пассажирский ночной поезд едет в среднем 43,2 км/ч, ночной экспресс — 57,4 км/ч.

Знакомьтесь, высокоскоростной наземный транспорт

Высокоскоростным поезд считается, когда способен мчать своих пассажиров со скоростью более 250 км/ч (если речь идет о специализированных путях) или 200+ км/ч по обычным путям (впрочем, адаптированным к большим скоростям, ведь после 160 км/ч возникают специфические эффекты с устойчивостью на поворотах и ​​скольжением). Современные ВСП на испытаниях могут разгоняться до 560-580 км/ч, а при штатной эксплуатации — до 350-400 км/ч. Скажем, в Германии их скорость даже специально ограничена 330 км/ч, поскольку линии проходят через густонаселенные территории.

Особый класс — это высокоскоростные поезда на магнитной левитации (маглев), где скорость — как у среднего самолета. Таких линий в мире пока один — Шанхайская — где поезд преодолевает расстояние 30 км от метро до аэропорта за 7 минут 20 секунд (в течение двух минут скорость держится 431 км/ч), и строится линия Токио-Нагоя-Осака в Японии, где планируемая скорость будет 505 км/ч. Интересно, что на уже существующем 18-километровом испытательном участке местным жителям разрешено ездить бесплатно — 200 тысяч человек уже воспользовались.

Впервые регулярное движение высокоскоростных поездов началось в 1964 году в Японии по проекту «Синкансэн». В 1981 году ВСП начали курсировать во Франции, а вскоре большая часть Западной Европы, включая и Великобританию, стала связана единой высокоскоростной железнодорожной сетью. А за последние 5-10 лет лидером высокоскоростного строительства стал Китай с участием в том числе и нынешнего партнера украинского Минтранса — компании CRCC.

Благодаря качеству обслуживания и высокой скорости ВСП уже составляют серьезную конкуренцию другим видам транспорта — даже самолетам. Скажем, 1300 километров между Пекином и Шанхаем самолет преодолевает за 2 часа 10 минут, а скоростной поезд (через 21 город, 244 моста и 22 тоннели) — за 3 часа 58 минут. А ведь в аэропорт еще надо доехать, пройти регистрацию, получить багаж… Также важны такие конкурентные преимущества поездов как вес багажа, который просто невозможно взять в самолет.

При этом сохраняется низкая себестоимость перевозок на поезде при большом объеме пассажиропотока.

Скоростные железные дороги в Германии…

На территории Германии есть два типа высокоскоростных трасс: новые, построенные специально для эксплуатации высокоскоростных поездов, на которых максимально разрешенная скорость составляет до 330 км/ч, и адаптированные трассы с максимальной скоростью до 230 км/ч.

Intercity-Express — сеть высокоскоростных поездов, разработанная компанией Deutsche Bahn. Современное поколение поездов Intercity-Express, ICE-3 разработано консорциумом Siemens AG и Bombardier. ICE также стали базой для развития концерном Siemens AG своего семейства высокоскоростных поездов под общей торговой маркой Siemens Velaro.

А если за украинскую железную дорогу возьмутся и немцы, и китайцы?
ICE — основной тип поездов на дальних направлениях, которые обслуживает Deutsche Bahn

Система ICE объединяет все крупные города страны и включает 180 станций, через которые поезда ходят раз в полчаса, час или два в зависимости от направления. Правда, в отличие от французской TGV или японской Синкансэн, ICE не готовились как единая система, поэтому не везде поезда могут развить максимальную скорость. Помимо основной сети, существуют второстепенные ветви, где скорость не превышает «каких-то» 160 км/ч.

Поскольку на такой скорости тормозной путь поезда превышает 1 км, для управления движением на высокоскоростных участках используется система автоматического слежения. На высокоскоростных линиях используются контактные провода из специального сплава и специальные токоприемники, оптимизированные для движения на высоких скоростях.

Поезда Intercity-Express обслуживают в Германии 60% пассажиров на дальних направлениях. Ежедневно поезда ICE перевозят в среднем 180 тысяч пассажиров. Затраты энергии на перевозку одного пассажира на расстояние 100 км в пересчете на бензин составляют менее 2 литров.

…Польше…

В конце 2014 года Польша начала эксплуатацию 20 итальянских скоростных поездов Pendolino 7-го поколения ED250, на четырех маршрутах, с конечным пунктом Варшава. Максимальная скорость этих электропоездов на реконструируемых путях установлена ​​200 км/ч, но технически эти поезда сертифицированы на скорость 250 км/ч. Добраться из столицы Польши в Гданьск можно за 2 часа 58 минут, Краков — 2:28, Катовице — 2:34, а во Вроцлав — 3:42. Безопасность движения обеспечивается европейской системой управления движением поездов. Для других скоростных линий планируется приобрести немецкие электровозы Siemens EuroSprinter. Планируется также построить специальную новую высокоскоростную линию, которая соединит Варшаву с Вроцлавом (370 км) и Познанью (320 км).

…Италии…

Высокоскоростных магистралей в Италии больше тысячи километров. Они проходят через весь Апеннинский полуостров, соединяя Турин, Милан, Болонью, Флоренцию, Рим, Неаполь, Салерно. В Италии впервые в Европе в 1970-х годах создана оригинальная серия поездов «Pendolino», имеющие специальную систему наклона, которая создает комфорт пассажирам и не снижает скорость в кривых участках пути.

А если за украинскую железную дорогу возьмутся и немцы, и китайцы?
Высокоскоростной поезд в Салерно

Первая ВСМ в Италии запущена в 1984 году, расстояние в 254 км между Римом и Флоренцией поезд преодолевал за 90 минут. Здешние дороги — одни из самых модернизированных и оснащенных в Европе, максимальная скорость достигает 300 км/ч. На тысячу километров железнодорожной инфраструктуры Италия ежегодно вкладывает 268 млн евро госинвестиций, находясь по этому показателю на первом месте в Европе.

…США…

А в Америке — все иначе. Единственная линия, напоминающая ВСМ, связывает Вашингтон и Бостон через Филадельфию и Нью-Йорк. Высокоскоростной поезд эксплуатируется компанией Amtrak под брендом Acela, его максимальная скорость 240 км/ч, а средняя еще вдвое меньше: путь в 734 километров он преодолевает за 6 часов 38 минут. При этом Acela эксплуатируется на обычных (разумеется, адаптированных) путях. Обращает внимание, что в США с их технологическим уровнем и крупнейшей в мире длиной железнодорожных путей (257,7 тыс км) есть только один высокоскоростной поезд, но и тот не поражает футуристичностью. Почему так? Местная специфика! В течение XX века железная дорога приходила в упадок, уступив конкуренцию авиации (ввиду больших расстояний) и автотранспорту (поскольку страна очень автомобилизирована, а качественные шоссе-интерстейты проложены через все ключевые города).

…и, наконец, в Китае

В начале XXI века Китай стал без преувеличения мировым лидером по развитию сети высокоскоростных линий и сейчас имеет самую длинную сеть таких дорог — около 25 тыс. км. В стране также действует первая регулярная высокоскоростная магистраль Пекин-Шанхай, где оперативная скорость поезда — 350 км/ч (поезд способен развивать 430 км/ч, но здесь действует ограничение). Благодаря ВСМ из Пекина в другие административные и экономические центры можно доехать за время, указанное на карте.

А если за украинскую железную дорогу возьмутся и немцы, и китайцы?
Время от Пекина до административных и экономических центров

Что дальше?

China Railway Construction Corporation Limited (CRCC) — вторая крупнейшая государственная строительная компания в Китайской Народной Республике после China Railway Engineering Corporation. CRCC построила немалую часть всей транспортной инфраструктуры в Китае, включая скоростные железные дороги, скоростные дороги, тоннели, мосты и метро, а в настоящее время ведет строительство, на всех континентах, кроме Австралии.

Deutsche Bahn AG — самый крупный железнодорожный оператор Германии и самая крупная железнодорожно-инфраструктурная компания Европы. Компания государственная. У нее тоже есть парк высокоскоростных поездов, но соглашение с Украиной предполагает не столько материально-техническую, сколько управленческую помощь.

Без преувеличения, китайские и немецкие компании — обладатели лучших ноу-хау в этой области, и их согласие принести свой опыт в Украине — это хорошая новость. За меморандумами и намерениями должен наступить этап программ и проектов. А дальше — этап реализации… Но это уже совсем другая история …

Александр Волынский, Киев

По материалам: Укринформ

0 Replies to “А если за украинскую железную дорогу возьмутся и немцы, и китайцы?”