НБУ ругают все, а он стоит на своем: «Не держал гривню и не буду!»

НБУ ругают все, а он стоит на своем: "Не держал гривню и не буду!"

НБУ ругают все, а он стоит на своем: "Не держал гривню и не буду!"

Аналитика

07.12.2019 17:26

Укринформ

Ради свободного курса гривни Нацбанк готов жертвовать даже репутацией. Поскольку у регулятора своя логика: инфляция стой, раз-два!

Совет НБУ — надзорный орган за правлением Национального банка Украины — признал деятельность правления "в части формирования и реализации валютно-курсовой политики в 2019 году неэффективной и не соответствующей вызовам современного развития Украины". Иными словами, уполномоченные наблюдатели наконец прониклись ситуацией и озаботились поведением гривни, которая впервые за последние почти четыре года уверенно укрепилась ниже +24 грн / долл., и Нацбанка, который не стал мешать процессу ее укрепления на фоне отрицательного торгового сальдо и падения промышленности в стране. И рекомендовал пересмотреть политику. Но не факт, что правление прислушивается к рекомендациям — чиновники НБУ стоят на своем: курс национальной валюты вполне логичен, как и монетарная политика регулятора.

А гривня себе, знай, гуляет!

Укрепление гривни благодаря притоку денег нерезидентов в ОВГЗ, которое Укринформ не раз освещал в своих материалах (см. ТУТ и ТУТ), многие экономисты и товаропроизводители назвали крайне «нерациональным». Апеллируя к Совету НБУ, мол, надзорный орган, несмотря на норму о невмешательстве в оперативную деятельности правления, не в полной мере осознает риски ситуации и не использует имеющиеся рычаги.

И вот, когда гривня "сиганула" на межбанке ниже отметки 24 грн/долл Совет НБУ наконец рассмотрел вопрос "О состоянии золотовалютного резерва Национального банка Украины и ситуации на валютном рынке Украины". И признали — дисбалансы есть, риски значительные.

Поэтому Совет НБУ дал правлению свои рекомендации. В частности:

1. Задействовать все средства и методы денежно-кредитной политики с целью смягчения монетарной политики.

2. Обновить стратегию управления золотовалютными резервами и график пополнения золотовалютных резервов на среднесрочную перспективу.

3. Подготовить сценарий развертывания ситуаций и действий на валютном рынке Украины вследствие возможного ухода владельцев-нерезидентов ОВГЗ из Украины.

4. Учитывая значительную роль нерезидентов на рынке долговых ценных бумаг Правительству, совместно с Минфином разработать правила сглаживания влияния продажи / покупки ими валюты на состояние межбанковского валютного рынка.

5. Провести оценку эффектов от присоединения к сети Clearstream и ситуации на международных финансовых рынках в увеличении спроса нерезидентов на ОВГЗ.

6. Актуализировать исследования о влиянии изменения обменного курса на потребительскую инфляцию в Украине, а также внешнюю торговлю, промышленность.

Иными словами, ребята, надо что-то решать, а то попадем в беду…

А почему сразу во всем виноват Нацбанк?

Интересно, что буквально накануне "монетарного" заседания Совета НБУ заместители председателя НБУ Дмитрий Сологуб и Олег Чурий попытались развеять тревогу общества и изложили Интерфаксу свои аргументы о том, почему укрепляется гривня, искусственна ли ревальвация и «убивает» ли она экономику.

НБУ ругают все, а он стоит на своем: "Не держал гривню и не буду!"
Олег Чурий

Приведем их тезисно.

1. Политика НБУ сегодня заключается в том, что курс должен формироваться исключительно рынком. Плавающее курсообразования — это когда гривня может двигаться в обоих направлениях, а не только в сторону девальвации. Национальный банк участвует в торгах только для сглаживания чрезмерных колебаний или пополнения резервов, но в принципе не имеет намерения или цели вмешиваться в курсообразование.

2. Избыточное предложение валюты и связанное с ней укрепление гривни — это следствие не только притока инвестиций нерезидентов в государственные облигации правительства. В этом году на эти цели они потратили $3,7 млрд, но чистая покупка валюты Нацбанком в этом году уже превысила $5 млрд. Избыточное предложение валюты ($1,3 млрд) было сформировано за счет других факторов, прежде всего, улучшения показателей экспорта и импорта.

3. Призывы прекратить ревальвацию административным путем — это своего рода проявление комплекса неполноценности, нежелание видеть гривню полноценной валютой, которая может не только слабеть, но и крепнуть. А ведь валюте, которая может только слабеть, нет доверия, она не используется для долгосрочных накоплений и влечет долларизацию экономики. И в мире нет ни одного примера успешной страны с долларизированной экономикой.

4. Механическое снижение учетной ставки НБУ не будет эквивалентом дешевых кредитов. Кредитор всегда учитывает устойчивость экономического развития и последовательность экономической политики. Например, в 2012-2013 годах инфляция была около 0%, ставка НБУ — 7%, в то время ставки межбанка достигали 50%, ставки по кредитам — 15-20%.

Читайте также:  Криклий уволил директоров трех морских портов

5. Имеет значение не объем золотовалютных резервов, а экономическая политика. Украина имела в 2011 году резервы под $40 млрд, но "Нафтогаз" потратил $25 млрд за два года на импорт, и известно, чем это закончилось. Сейчас в финансовой системе — никакого скрытого дефицита. Дефицита энергетического сектора также нет. Политика Нацбанка независима и достаточно жестка, но будет мягче.

НБУ ругают все, а он стоит на своем: "Не держал гривню и не буду!"
Дмитрий Сологуб

Цель НБУ — сглаживать резкие колебания. Если НБУ начнет, например, зубами держать курс 25 или 26, то от западных партнеров ему моментально прилетит обвинения в том, что центральный банк занимается протекционизмом своей национальной валюты и искусственно удерживает курс.

В НБУ подсчитали, что если бы курс был, скажем 27 грн / $1 начиная со второго квартала 2019 года, то экономический рост составил бы всего + 0,1%. В то же время инфляция была бы значительно выше.

А корни известно откуда растут

Вот именно в инфляции логика действий Нацбанка и "зарыта"…

Поскольку законом "О Национальном банке Украины" определена приоритетность целей при выполнении Национальным банком Украины своей основной функции согласно Конституции Украины — обеспечение стабильности денежной единицы Украины, то приоритетом денежно-кредитной (монетарной) политики именно определено достижение и поддержание ценовой стабильности. "Мы действуем ради благосостояния граждан и государства, обеспечивая низкую и стабильную инфляцию", — очерчивает миссию сайт регулятора.

"Ценовая стабильность — это ситуация, когда цены растут настолько несущественно, что граждане не задумываются над инфляцией, принимая решение о кредите, вложении средств в бизнес или сбережениях. Также Национальный банк Украины способствует финансовой стабильности и устойчивому экономическому росту, если это не препятствует достижению ценовой стабильности", — объясняет логику своих действий Нацбанк. Поэтому в арсенале его инструментов — инфляционное таргетирование, плавающий обменный курс гривни и учетная ставка.

Сегодня денежно-кредитная политика в Украине направлена ​​на постепенное снижение темпов инфляции и обеспечение среднесрочной инфляционной цели — 5% с допустимым диапазоном отклонений ± 1 п.п. (В большинстве развитых стран под ценовой стабильностью считают поддержку инфляции на уровне от 1 до 3 процентов. Для стран с развивающимися рынками, среднесрочная инфляционная цель выше и колеблется обычно в пределах от 4 до 8 процентов. — Авт).

13-процентное укрепление гривни, которое мы наблюдаем в этом году, дает надежду на то, что уже по результатам 2019 года Украина выйдет на "плановый" показатель инфляции 5,5%. А уже при таких условиях регулятор сможет быстрее отпускать и высокую учетную ставку (15,5%, за нее Нацбанк получает сегодня большую часть критики. — Авт.), которая призвана запустить процессы кредитования и роста экономики.

В последнем октябрьском инфляционном отчете НБУ наметил прогноз инфляции 5% при ставке 8%. "Как и в июле, прогнозный сценарий предполагает снижение учетной ставки до ее нейтрального уровня 8% в номинальном измерении в 2021 году при условии устойчивого снижения инфляции до цели 5%. Наиболее стремительное снижение ставки ожидается в течение 2020 года вместе с возвращением инфляции в целевой диапазон и улучшением инфляционных ожиданий", — говорится в отчете.

Итак, позиция НБУ, который не рискует ценовой стабильностью в условиях отсутствия фундаментальных реформ для привлечения инвестиций в экономику (в планах, кроме рынка земли, нет ничего) — кажется пока разумной. В конце концов, финансовый регулятор никак не может отвечать за желание Минфина, который решил резко сократить внешние займы, за счет внутренних, устроив "гулянку", на которую с радостью слетелись все мировые спекулянты. В этом и заключается весь конфликт между Нацбанком (цели которого слишком долгосрочны и высоки, чтобы рядовой гражданин, чиновник или политик их понял) и правительством, которому рост экономики и деньги нужны уже сейчас.

Марина Нечипоренко, Киев

По материалам: Укринформ

Евгений Радченко

Добавить комментарий

Next Post

У Зеленского надеются, что вскоре Президент посетит Вашингтон

Вс Дек 8 , 2019
Помощник Президента Украины Андрей Ермак надеется, что Владимир Зеленский вскоре совершит официальный визит визит в Соединенные Штаты Америки. Об этом Ермак заявил в интервью немецкому изданию Die Welt, передает УНН. Политик заявил, что скандал, разразившийся после телефонного разговора Дональда Трампа и Владимира Зеленского 25 июля, — это внутреннее дело США. “События, которые обсуждаются, в частности, во время слушаний […]