Налоговая реформа-2020: борьба с оффшорами и международная торговля

Налоговая реформа-2020: борьба с оффшорами и международная торговля

Аналитика

26.05.2020 20:02

Укринформ

Анализируем законодательные новации, призванные сделать невыгодными для отечественного бизнеса оффшоры и другие схемы уклонения от налогообложения

На прошлой неделе президент Владимир Зеленский подписал Закон “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве”. Вместе с тем глава государства обратился к Кабинету министров с письмом, в котором рекомендовал уточнить некоторые положения нового документа, смягчив их вероятное влияние на бизнес-среду. Ведь именно крайне негативными оценками со стороны значительной части отечественного предпринимательства аналитики и объясняют задержку с подписанием президентом принятого еще 16 января документа. Все согласны, что задекларированная авторами этого, а также “сопутствующего” законопроекта №1209-1 (подписанного президентом еще в феврале) главная цель – совершенствование и упрощение системы администрирования налогов путем ее согласования с мировыми стандартами – актуальна для Украины. Однако предложенные пути достижения поставленных целей вызывают непонимание и сопротивление части предпринимателей и экспертов. Их не устраивает “размытость” некоторых положений и немотивированное, по мнению бизнеса, расширение полномочий налоговых органов.

Укринформ проанализировал законодательные новации и обобщил предложения, призванные избавить эту сферу основных “камней преткновения” – недоразумений и водоразделов.

Переход к “цивилизованным правилам” международной экономической деятельности и торговли

По замыслу авторов резонансного законопроекта №1210, одна из его целей – внедрение международных стандартов налогового контроля для всех участников международной торговли и имплементация положений Плана противодействия практикам размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (План действий BEPS – Base Erosion and Profit Shifting – программы Организации экономического сотрудничества и развития для борьбы с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли из-под налогообложения).

Речь идет о предотвращении “серых схем” минимизации и избежании налогообложения и оттока капиталов – прежде всего, через оффшоры. Для этого Украина имплементирует международные правила налогообложения так называемых контролируемых иностранных компаний, вводит новую отчетность в сфере трансфертного ценообразования и процедуры взаимного согласования, ужесточает требования к постоянным представительствам зарегистрированных за рубежом компаний. На начальном этапе воплощения реформы (с 1 января 2021 года) Украина планирует воплотить 9 из 15 мер, предусмотренных утвержденным “Большой двадцаткой” планом BEPS. Среди которых – введение правил работы КИК (контролируемых иностранных компаний), предотвращение немотивированного предоставления льгот, совершенствование правил налогообложения постоянных представительств международных компаний и контроль за трансфертным ценообразованием, повышение эффективности механизмов урегулирования споров.

Налоговая реформа-2020: борьба с оффшорами и международная торговля
Речь идет о предотвращении “серых схем” минимизации и избежании налогообложения и оттока капиталов

По оценкам специалистов, имплементация этого плана в нашей стране должна поддержать финансовую стабильность в условиях перехода к свободному движению капитала, повысить эффективность налогового регулирования и ввести единые требования к прозрачности ведения бизнеса по международным стандартам.

Особенности деятельности международных компаний и их представительств в Украине

Новые правила BEPS касаются, прежде всего, международных групп компаний – двух или более связанных между собой юридических лиц, которые готовят консолидированную финансовую отчетность, но платят налоги в разных странах. Отныне вводится контроль за финансовыми операциями КИК – контролируемых иностранных компаний (речь идет о зарегистрированных за рубежом фирмах, подконтрольных резидентам Украины). Последние будут платить в нашей стране налог на прибыль, пропорциональный доле, которой владеют в КИК. Контролируемые компании будут отчитываться перед налоговиками обо всех операциях с нерезидентами. То есть, конечный бенефициар (владелец или выгодоприобретатель) обязан декларировать и платить налоги с доходов всех зарегистрированных в офшорах подконтрольных ему юридических лиц. То есть, связанные с этим схемы уклонения от налогообложения потеряют смысл.

Тем более, что несоблюдение законодательства о КИК может обернуться значительными штрафами. К примеру, “забыв” представить отчет о деятельности подконтрольной иностранной компании, можно “влететь” на 210 тысяч гривень. Штраф за неотражение дохода контролируемой компании или непредставление документации по КИК – 3% суммы дохода или 25% прибыли предприятия. В некоторых случаях речь может идти о десятках миллионов долларов! За сокрытие же информации о приобретении или отчуждении доли в иностранной компании могут оштрафовать на более чем 600 тысяч гривень.

Новые подходы к трансфертному ценообразованию

Отныне в Украине существенно усиливат контроль за трансфертным ценообразованием (ТЦО – сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам) и отчетностью компаний, которые проводят контролируемые операции. Будет действовать трехуровневая структура отчетности для международных групп компаний. Она включает:

  • документацию по трансфертному ценообразованию (локальный файл),
  • глобальную документацию (мастер-файл),
  • отчет в разрезе стран (country-by-country reporting).
  • Это существенно расширит возможности получения органами контроля сведений о функциональном назначении каждого участника международной группы компаний и позволит налоговикам делать выводы о целесообразности и наличии деловой цели (разумной экономической причины купли-продажи товаров, работ и услуг между родственными структурами) в рамках каждой из контролируемых операций. Таким образом, будет возможность реагировать на попытки немотивированного сужения базы налогообложения внутри международных компаний и групп и предотвращать их неконкурентные действия – прежде всего, на отечественном рынке. Отсутствие четко определенной деловой цели может стать для налоговой поводом просматривать чуть ли не каждую операцию плательщика, следствием которой было снижение налогооблагаемой прибыли.

    С одной стороны, цель нововведения – вроде бы благородная: предотвращение искусственного сужения базы налогообложения и обеспечение доначисление “незаконно сэкономленных” платежей в бюджет. С другой – представителей бизнеса беспокоят риски произвольной трактовки налоговиками обоснованности или необоснованности заявленной плательщиками деловой цели той или иной операции. “Заинтересованность” контролеров очевидна – если плательщик провел операцию, которая позволила ему законно получить налоговую льготу, но выяснится, что эта операция не соответствует деловой цели, плательщика лишат такой преференции. Доначислят налоги, да еще и оштрафуют…

    Налоговая реформа-2020: борьба с оффшорами и международная торговля
    Остается четко детализировать ограничения и яснее определить правила налогообложения

    Кроме того, новым законом введена концепция налогообложения приравненных к дивидендам платежей. Она предусматривает корректировку в пределах контроля ТЦО при проведении операций с нерезидентами (зарегистрированными за рубежом физлицами-предпринимателями и компаниями). Таким образом, после введрения правил BEPS список приравненных к дивидендам выплат увеличивается. В частности, дивидендами сочтут такие платежи:

    • доходы от выплат за ценные бумаги (корпоративные права) в пользу нерезидента,
    • стоимость товаров, работ и услуг, кроме ценных бумаг и деривативов, приобретаемых у нерезидента,
    • сумма занижения стоимости товаров, работ и услуг, которые продаются нерезиденту,
    • выплаты в пользу учредителя или участника компании – нерезидента Украины в связи с уменьшением уставного капитала, выкупом корпоративных прав в собственном уставном капитале, выходом участника из состава общества или другие операции, приводящие к снижению нераспределенной прибыли компании.

    В то же время эксперты считают понятие “приравненные к дивидендам платежи” – довольно размытым. Ведь речь идет о налогообложении не полученного в виде дивидендов дохода, а “выгоде” акционера от участия в компании.

    Поэтому Минфин, очевидно, должен предоставить по этому поводу четкие разъяснения, чтобы в будущем налоговики не могли “свободно” трактовать его при проверках и возможном взыскании штрафных санкций. Пока же эта норма – наряду с некоторыми другими положениями о расширение полномочий контролирующих органов и существенном повышении штрафов для бизнеса – вызывает наибольшее неприятие в предпринимательской среде.

    Власть попытается доработать спорные положения “налоговой реформы”

    Впрочем, несмотря на то, что, на фоне “немолчаливого сопротивления" значительной части бизнес-сообщества, президент подписал противоречивый закон, шанс на доработку его неоднозначных положений остается. Поставив подпись под документом, Владимир Зеленский обратился к Кабинету Министров и предложил членам правительства совместно с представителями бизнес-ассоциаций и экспертами наработать и внести на рассмотрение Верховной Рады законопроекты, которые четко детализируют ограничения и яснее определят правила налогообложения контролируемых иностранных компаний. К тому же, предприниматели будут иметь достаточного времени для сбора данных и информации, необходимых для декларирования соответствующих объектов налогообложения. Также, по мнению Президента, стоит снизить размер штрафов за отдельные незначительные налоговые правонарушения.

    Кроме того, правительство должно обеспечить защиту данных и информации, полученных из отчетности плательщиков налогов о доходах, полученных за пределами нашей страны, а также данных, поступающих от компетентных органов иностранных государств. Президент предлагает установить уголовную ответственность за незаконное разглашение таких данных и информации.

    Подготовил Владислав Обух, Киев

    P. S.: Законопроекты №№1209-1 и 1210 также вносят изменения в администрирование налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, рентной платы и т.п. А еще – предусматривают структурную реформу налоговых органов и новый алгоритм их сотрудничества с субъектами хозяйствования. Эти и другие новации рассмотрим в следующем материале, посвященном реализации “налоговой реформы-2020”.

    По материалам: Укринформ

    Оставьте первый комментарий

    Оставить комментарий