Коронавирус vs транспорт: нокдаун или только хук с апперкотом?

Коронавирус vs транспорт: нокдаун или только хук с апперкотом?

Коронавирус vs транспорт: нокдаун или только хук с апперкотом?

Аналитика

13.03.2020 20:49

Укринформ

Даже при самом оптимистичном сценарии отечественная транспортная отрасль потеряет сотни миллионов. Больше всего пострадают авиаторы

Прогнозировать последствия атаки коронавируса, который стал неожиданным союзником очередного экономического кризиса, – дело неблагодарное, – говорят эксперты. Все будет зависеть от масштабов распространения “уханьской напасти”, а главное – от продолжительности пандемии. В качестве примера “условности” прогнозов, приводят предсказания возможных потерь мировой авиационной отрасли, которые еще полтора месяца назад оценивали в $6-7 миллиардов, в середине февраля – в почти $30 миллиардов, а сейчас – в 113 миллиардов американских “зеленых”. И это ведь еще COVID-19 не показал себя во всей своей коварной “красе”!

Сложно спрогнозировать и то, в каких отраслях проблемы ударят больше всего, а какие так сказать “пожалеют”. Хотя основные “потерпевшие” уже известны. Это упомянутые авиаперевозки и другие виды транспорта, тесно связанные с ними логистика и туризм, а также индустрия развлечений и частично – торговля. Они понесут существенные потери, даже если COVID-19 к лету успокоится. О том, чем грозит пандемия туристической отрасли, Укринформ уже писал.

Сегодня – о возможных потерях отечественных транспортников.

1. Авиация – самая современная и самая уязвимая

$113 миллиардов. Такие “бешеные” деньги рискует потерять из-за COVID-19 мировая гражданская авиация. Эти оценки обнародовала Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). При этом лишь каких-то три недели назад эта же организация оценивала потенциальные убытки “всего-то” в $29 миллиардов. Объяснили такую разницу тем, что “в основу предыдущих оценок лег сценарий, согласно которому влияние коронавируса ограничится рынками, связанными с Китаем”. Теперь ситуация изменилась – ввиду существенных проблем во многих других странах. Что может сократить прибыли отрасли на 11% (позитивный сценарий) или на 19% (в худшем случае).

Это приведет не просто к экономическим потерям, но и к банкротству авиакомпаний, не имеющих финансовой “подушки” на случай затяжных форс-мажоров. Также многое зависит от гибкости самих компаний и их способности приспособиться к новым условиям. В частности, умение стимулировать рост пассажиропотока благодаря ценовым скидкам и другим бонусам. Таким образом эксперты советуют действовать и зарубежным, и украинским авиакомпаниям.

Первый удар коронавируса. Реакция отечественных авиаперевозчиков

Кроме прекращения полетов в Китай, украинские перевозчики отказываются от части рейсов в другие страны, где вирус особенно активен. В частности, в Италию и Израиль. К примеру, отечественный лоукостер SkyUp отменил рейсы из Киева в Турин. Причем, вплоть до 25 октября. Крупнейшая украинская авиакомпания МАУ с 12 марта до 12 апреля не будет выполнять рейсы из Киева в Венецию, а до 8 апреля – в Тель-Авив. До 22 мая отменены прямые рейсы Киев-Измир, до 1 апреля – Одесса-Стамбул. До одного в день уменьшили число полетов по маршруту Киев-Лондон. С 15 марта до 8 апреля не будет рейсов в Рим, до 14 апреля – в Милан. Изменения и на внутренних рейсах. В частности, до 8 апреля ограничено число полетов из Киева в Черновцы, Ивано-Франковск, Херсон, Львов и Запорожье. И это “еще не вечер”. По информации издания “Лига.нет”, руководство МАУ готовит решение о возможной отмене в общей сложности 2 тысяч перелетов. Особое беспокойство вызывает неопределенность с тем, как “поведет себя" коронавирус в период пасхальных праздников и выходных в начале мая. Обычно авиаперелеты в этот период активизируются, принося неплохие доходы. Сейчас же люди не спешат планировать свой отдых. Безусловно, скажется на доходах авиаперевозчиков и решения СНБО о закрытии с 15 до 29 марта границы для иностранцев. Еще один “нокаутирующий” удар украинские авиаперевозчики могут получить по инициативе городского головы Киева Виталия Кличко. Он обратился в Министерство инфраструктуры и руководства аэропорта "Борисполь" с просьбой прекратить авиасообщение со странами, где стремительно распространяется эпидемия коронавируса.

Коронавирус vs транспорт: нокдаун или только хук с апперкотом?
В лучшем случае рентабельность украинских авиакомпаний вернется к прежним значениям

Во что могут “обойтись” украинским авиакомпаниям уже введенные и будущие меры, подсчитать сложно. Ведь настоящий уровень их доходов – коммерческая тайна. Публично же большинство наших перевозчиков декларируют убытки. К примеру, МАУ ежегодно теряет 2-3 миллиарда гривень! И только в этом году в компании рассчитывали выйти на прибыльную деятельность. Но это прогнозировали еще осенью прошлого года, когда о новом коронавирусе никто и не догадывался.

По оценкам же экспертов, в лучшем случае рентабельность украинских авиакомпаний вернется к прежним значениям – от 2 до 4% (хотя последние 4-5 лет она превышала 6%, на некоторых рейсах достигая даже 20-ти). Теперь о такой выгоде придется забыть – как из-за существенного сокращения числа перелетов, так и из-за сниженной заполненности лайнеров.

Как усилиями самих перевозчиков и государства спасти отрасль

На руку авиаторам нынешнее падение цен на нефть. Соответственно, авиатопливо тоже должно подешеветь. Хотя и не так существенно. Ведь на его стоимость, кроме цены сырой нефти, влияет еще и ряд других факторов.

Один из вариантов стимулирования отрасли, который в Украине обсуждали задолго до первых известий о китайском коронавирусе, – возможность отмены НДС на внутренние авиаперевозки. 20% скидки на билеты (хотя про “автоматическое” снижение речь не идет, все на усмотрение перевозчиков) могли бы стать неплохим аргументом для переориентации части украинцев со средним уровнем доходов с железнодорожных и автобусных перевозок на авиационные. Особенно на таких популярных направлениях, как Киев-Одесса, Киев-Харьков, Киев – Львов и т.п.

А еще перевозчики уже давно говорят о высокой стоимости аэронавигационных услуг (она выше среднеевропейских). К примеру, за один среднемагистральный рейс приходится переплачивать $350, за дальнемагистральный – $990. Также в Украине взимают акциз на авиационное топливо, что увеличивает его стоимость на $32 за тонну. Впрочем, в том, что власть даже ради стимулирования внутренних авиаперевозок пойдет на отмену акциза, эксперты сомневаются. Ведь госбюджет в последнее время и без того не выполняется. Совместное наступление коронавируса и экономического кризиса лишь увеличит его дефицит…

2. Морские перевозки и портовая индустрия

Еще в январе из-за карантина и вызванного им недостатка рабочей силы на предприятиях и в портах Китая был отменен ряд регулярных торговых рейсов из КНР в США и Европу. В целом перевалка грузов морскими путями замедлилась по всему миру. Добавились и погодные катаклизмы: из-за мощных штормов пришлось отменить еще ряд отправлений, доставка некоторых грузов задержалась на десятки дней. Ущерб специалисты оценивают в $1,5 – $5,5 миллиардов.

Коронавирус vs транспорт: нокдаун или только хук с апперкотом?
Украинская зерновая ассоциация бьет тревогу

Понятно, что Украина не принадлежит к мировым лидерам контейнерных перевозок и перевалки грузов в портах. Поэтому общие наши потери, по-видимому, не превысят нескольких миллионов “зеленых”. Но и это – немалые убытки. Как для отечественных портов, судовладельцев и операторов, так и для государства. Ведь речь идет не только о потерянных налогах, но и о важном (хотя и не основном) источнике поступлений в страну валюты.

В частности, на работу украинских портов может повлиять решение Турции тщательно проверять все корабли, которые заходят в Дарданеллы с южного направления. Экипажи должны предоставлять списки последних 10 портов, в которых находились судна. При этом турки могут ограничивать движение кораблей, которые они считают “рискованными”. Речь идет как минимум о задержке прибытия многих судов на перевалку в украинские порты.

Тем временем Украинская зерновая ассоциация бьет тревогу из-за неопределенности с прекращением на время карантина работы некоторых пунктов пересечения границы. В частности, “возможное закрытие зерновых пунктов пропуска и морских портов приведет к панике, падению цен на внутреннем рынке зерна и потере доверия к украинским контрагентам”, – говорится в пресс-релизе Ассоциации. Там подчеркивают, что оснований для такого рода ограничений нет. Ведь никаких случаев передачи коронавируса через зерновые и масличные культуры в мире не зафиксировано.

В УЗА напоминают, что по действующим контрактам Украина должна экспортировать в этом маркетинговом году (до 1 июля) почти 20 миллионов тонн зерновых – 30% всего прогнозируемого объема экспорта этой продукции.

Ассоциация предлагает учесть опыт других стран, в частности КНР и Италии, которые не закрывали пункты пропуска для грузовых операций. А в качестве меры предосторожности – ввести в пунктах пропуска грузов температурный скрининг экипажей судов и ответственных работников терминалов и портов, запретить экипажам иностранных судов сходить на берег и ввести обязательное использование средств дезинфекции и индивидуальной защиты.

В целом же, по выводам экспертов, если власть не пойдет на закрытие торговых портов, эта отрасль имеет неплохие шансы компенсировать возможные убытки первых месяцев 2020-го во втором полугодии. Ведь пиковые периоды работы для украинских портов традиционно приходятся именно на вторую половину года – после уборки урожая.

3. Железнодорожные и автомобильные перевозки

Имеем первые ограничения на железной дороге. С пятницы временно прекращено пассажирское сообщение со Словакией – ввиду объявления в соседней стране чрезвычайного положения. В частности, в "Укрзализныци" сообщили об отмене движения таких поездов:

  • № 960/961 Кошице – Мукачево;
  • № 962/963 Кошице – Мукачево;
  • № 8860/8863 Чиерна над Тисой – Чоп;
  • № 8862/8861 Кошице – Чоп;
  • беспересадочный вагон Укрзализныци № 26/382 Киев – Кошице.

Продажа билетов на эти поезда прекращена. Средства за ранее приобретенные проездные документы будут в билетных кассах Укрзализныци.

Сообщается, что подвижной состав поездов Кошице – Мукачево, Чиерна над Тисой – Чоп и Кошице – Чоп остался на территории Словацкой Республики.

Пассажиры беспересадочного вагона Киев – Кошице, который отправился из столицы 12 марта, покинули поезд на станции Чоп. Возвращаться в Киев они пока отказались.

Как отмечают в Укрзализныце, другие международные поезда и поезда внутреннего сообщения курсируют по графику.

Коронавирус vs транспорт: нокдаун или только хук с апперкотом?
Международные поезда и поезда внутреннего сообщения курсируют по графику

То есть, железнодорожное ведомство особых убытков в связи с коронавирусом пока не понесло. Ведь, как писал Укринформ, рейсы в словацком направлении не относятся к наиболее прибыльным для Укрзализныци. К примеру, всего 145 миллионов гривен прибыли в прошлом году принес нашей железной дороге поезд международного сообщения “Киев-Москва”. Пятый в рейтинге самых прибыльных поезд “Киев – Санкт-Петербург” помог железнодорожникам заработать 16 миллионов гривень. То есть чуть больше миллиона в месяц.

Что касается автобусных перевозок, то о особых убытках пока тоже речь не идет. Перевозчики сейчас отменили лишь несколько рейсов в наиболее “проблемные” европейские регионы – в частности, северную Италию. Очевидно, то же будет касаться и “закрытой” с недавних пор Словакии. Но надо учесть: постепенно ограничения будут вводить и другие европейские страны. Также на доходах перевозчиков скажется и решение Украины о временных ограничениях на прием иностранцев.

Никаких проблем у перевозчиков на внутренних междугородних маршрутах. Без ограничений работает и общественный транспорт. За исключением разве что Радомышля, где от коронавируса умерла женщина.

А вот ситуация с международными грузовыми автомобильными перевозками пока не ясна. В Государственной таможенной службе заверили: “стратегические” для экспорта и импорта пункты пересечения границы не будут закрывать. Совместно с Государственной пограничной службой ведомство представило в Кабмин перечень пунктов пропуска, продолжение работы которых критически важно для экономики. Об этом сообщил руководитель ГТС Максим Нефедов. "При формировании перечня мы учли интересы крупнейших импортеров и экспортеров, а также транспортных операторов, которые направляются транзитом через территорию Украины. Важно: пункты пропуска, через которые проходят наибольшие потоки товаров, будут работать и в дальнейшем". Сейчас Гостаможслужба рекомендует перевозчикам выбирать для пересечения границы пункты пропуска, которые являются основными пунктами сообщение Украины с другими странами.

Но представителей бизнеса такая неопределенность не устраивает. Они требуют срочно обнародовать официальные сведения о том, какие именно пункты пересечения границы временно не будут работать. Об этом сообщает пресс-служба Европейской Бизнес Ассоциации. "Финальный утвержденный перечень пока не опубликован. Поэтому бизнес ждет публикацию данных о том, какие именно пункты временно точно прекратят работу, чтобы понимать, каким образом планировать дальнейшую деятельность", – говорится в заявлении.

Несколько успокаивает сообщение Мининфраструктуры: “установленные решением СНБО ограничения к осуществлению международных грузовых перевозок не относятся. Перевозки не прекращаются".

Не только минимизировать убытки, но и не упустить шанс…

Занимаясь “неблагодарным делом” по прогнозированию последствий коронавирус, эксперты не забывают подчеркивать: подобные катаклизмы – это еще и шанс для обновления. Транспортная отрасль – не исключение. По прогнозам, после завершения пандемии мир ждут существенные изменения в цепочках поставок сырья, комплектующих и готовых товаров. Речь идет о диверсификации большинства логистических маршрутов – как трансконтинентальных, так и региональных. И это – не только новые возможности для использования транспорта, но и перспектива развития складской и придорожной инфраструктуры. Для того, чтобы воспользоваться этим “окном возможностей”, Украине было бы неплохо выполнить хотя бы часть амбициозных задач дорожного строительства. То же касается и портовой индустрии. Также если Украина хочет выйти из кризиса более сильной, должна уже сейчас думать, как поддержать финансово своих производителей, особенно ориентированные на экспорт предприятия по изготовлению продукции с высокой добавленной стоимостью. Речь идет и о дешевых кредитах, которые своим производителям уже пообещали во многих странах.

Владислав Обух, Киев

По материалам: Укринформ

0 Replies to “Коронавирус vs транспорт: нокдаун или только хук с апперкотом?”