Все зацепились за «какой-то» миллиард банка Бахматюка, а ведь еще многие «рефинансировались»…

Все зацепились за «какой-то» миллиард банка Бахматюка, а ведь еще многие «рефинансировались»...

Все зацепились за «какой-то» миллиард банка Бахматюка, а ведь еще многие «рефинансировались»…

Аналитика

16.11.2019 11:30

Укринформ

Уголовных дел о хищении государственной помощи на стабилизацию проблемных банков — масса, приговоров — пока ноль

Нацбанк заявил, что в деле банкиров, которое касается выдачи банку "ВиЭйБи Банк" (VAB) стабилизационного кредита в 2014 году, кредит был выдан на законных основаниях, с привлечением такого механизма как личное поручительство владельца. При этом банк за считанные месяцы все равно обанкротился, а "рефинанс" куда-то испарился. До сих пор владелец банка, аграрный олигарх Олег Бахматюк, средства возвращать не спешил, даже несмотря на проигранные Нацбанку суды. И он не один такой "обнищавший" банкир. На сегодня открыты сотни уголовных производств о выводе владельцами банков-банкротов миллиардов гривень рефинансирования из своих "тонущих" учреждений. Фактически речь идет о хищении выделенных средств. Антикоррупционные прокуроры убеждены, что к этому так или иначе причастны также экс-чиновники НБУ, которые "находились в сговоре", "закрывали глаза" и так далее. Нынешние громкие аресты странным образом совпали с приездом в Украину миссии МВФ. Аналитики предположили, что активность НАБУ может означать не только выполнение плана по «разоблачению коррупционеров», поставленного новой властью (предположительно), или, как утверждают в НБУ, «террор реформаторов» (что менее вероятно). Но еще — создание правильного информационного фона для миссии, ведь известно, что фонд требует результатов борьбы с коррупцией.

Интересно, что сразу по прибытии в Киев 14 ноября представители миссии немедленно встретились с главой Национального банка Украины Яковом Смолием. Вероятно, разговор начался с обсуждения именно этой непростой ситуации.

Миллиарды государственной помощи как в песок

Регулятор отвергает обвинения НАБУ о роли его экс-служащих в деле "ВиЭйБи Банка", и поэтому ряд должностных лиц, среди которых глава Нацбанка Яков Смолий, его первый заместитель Екатерина Рожкова, заместитель председателя НБУ Дмитрий Сологуб, заместитель председателя НБУ Роман Борисенко и еще ряд лиц готовы были взять подозреваемого экс-замглаву НБУ Александра Писарука на поруки. И Высший антикоррупционный суд определил ему меру пресечения в виде залога в 5 млн грн. Банкир должен внести эти средства в течение пяти суток, иначе его возьмут под стражу. Прокуроры просили для Писарука 30 миллионов залога, аргументируя тем, что банкир может бежать за границу и пытаться уничтожить доказательства.

Все зацепились за «какой-то» миллиард банка Бахматюка, а ведь еще многие «рефинансировались»...
Прокуроры просили для Писарука 30 миллионов залога

Как известно, Национальный банк — кредитор последней инстанции для банков. Если банк в трудные времена исчерпал возможности пополнения ликвидности, он обращается к регулятору, чья задача в такой ситуации — обеспечить финансовую стабильность "подопечного". В заявлении, обнародованном пресс-службой НБУ, говорится, что в 2014 году, когда Украину накрыл кризис, а у банков стояли очереди вкладчиков, вопрос «выдавать рефинансирования или нет» не возникал. Заемщики не могли обслуживать кредиты, а банки — вовремя возвращать депозиты. «ВиЭйБи Банк» — не исключение.

Непосредственно в 2014 году «ВиЭйБи Банк» получил такие стабилизационные кредиты на 3 млрд грн. В НБУ утверждают, что регулятор соблюдал процедуру выдачи кредита, а все средства были использованы на выплаты депозитов 80 тысячам вкладчиков. В обеспечение владелец «ВиЭйБи Банка» Олег Бахматюк, кроме залога, еще и лично поручился всеми доходами и имуществом. Всего по двум своим банкам ( "Финансовая инициатива" и "ВиЭйБи Банк") Бахматюк задолжал Национальному банку до 10,6 млрд грн. И поскольку самостоятельно бизнесмен не перечислил ни копейки на погашение своих долгов, НБУ с 2015 года подал более 50 исков в суды против него и компаний.

"Есть 19 судебных решений в пользу НБУ, которые вступили в законную силу по «Финансовой инициативе», и ни одного решения, которое вступило в силу в отношении «ВиЭйБи Банка». Однако даже 19 побед не позволили пока обеспечить погашение долгов: реализация имущества Государственной исполнительной службой идет на удивление вяло", — отметили в НБУ.

Все зацепились за «какой-то» миллиард банка Бахматюка, а ведь еще многие «рефинансировались»...
Олег Бахматюк

Стоит напомнить, что за 2014-2016 годы Национальный банк выдал украинским банковским учреждениям рефинансирования на общую сумму почти 320 миллиардов гривень. Из всех банков, которые воспользовались в то время государственной помощью, 16 впоследствии были признаны неплатежеспособными и "ушли" на ликвидацию.

К началу ноября 2019 года общий долг таких неплатежеспособных банков перед НБУ по кредитам рефинансирования, по данным регулятора, составил около 46 млрд грн (с учетом процентов). Крупными банкротами-должниками, кроме банков Бахматюка, остаются банк «Надра» Дмитрия Фирташа (10,4 млрд грн), банк «Финансы и кредит» Константина Жеваго (6,7 млрд грн), Дельта Банк Николая Лагуна (5,8 млрд грн ), Имэксбанк Леонида Климова (3,3 млрд грн.).

"Выделим задолженность ПриватБанка, за погашение которой лично поручился Игорь Коломойский — 7,7млрд грн. Но подчеркиваем — это задолженность исключительно перед Национальным банком. Общая задолженность некоторых из этих лиц перед другими кредиторами и государством значительно больше. НБУ активно работает над взысканием средств как с самих владельцев этих банков, так и с подконтрольных им компаний. Ведь они дали личные и имущественные поручительства, то есть гарантировали, что эти долги будут погашены", — говорится в пресс-релизе НБУ.

"Рефинансовые" приговоры, судя по всему, будут нескоро

Большинство судебных процессов тянутся годами. Даже если Национальный банк получает решение в свою пользу, владельцы банков-банкротов всячески препятствуют исполнению решения судов, а реализация активов Государственной исполнительной службой происходит слишком медленно". По данным НБУ, за 9 месяцев т.г. он получил на погашение задолженности по кредитам рефинансирования неплатежеспособных банков всего 1,91 млрд грн. А за 2017-2018 годы эта сумма составила около 5 млрд грн. Итого на сегодня возвращено около семи миллиардов гривень из 46-ти. Вот несколько громких дел о возможном хищении рефинансирования.

Дело Приватбанка

В ноябре 2014 года ГПУ начала расследование по факту завладения должностными лицами "Приватбанка" средствами НБУ, выделенными на рефинансирование в особо крупных размерах. Речь шла о 19 млрд грн, которые по версии следствия, были перечислены 42 "приватовскими" компаниями на 6 расчетных счетов нерезидентов на Кипр, находившихся в банковском учреждении "PrivatBank Cyprus Branch". Расследование и многочисленные судебные иски со стороны НБУ вокруг этих денег тормозятся встречными исками бывшего владельца ПриватБанка Игоря Коломойского, который оспаривает его национализацию.

Дело "Реал-банка"

В 2016 году были арестованы бывший директор генерального департамента банковского надзора Национального банка Роман Яковлев и бывший заместитель главы НБУ Алексей Ткаченко, подозреваемые в хищении 0,8 млрд гривень госсредств, выданных "Реал банку" в период с апреля 2013-го по февраль 2014 года. Оба вышли под залог, их дело передали в суд, но приговора все еще нет. Генпрокуратура заявляла, что задержанные действовали в сговоре с бывшим главой Нацбанка Игорем Соркиным, бывшим председателем правления "Реал банка" Владимиром Агафоновым и харьковским бизнесменом Сергеем Курченко. "Реал Банк" был одним из первых обанкротившихся финучреждений после побега из Украины Виктора Януковича. Крупнейшим клиентом Реал Банка была группа компаний ВЕТЕК Сергея Курченко, который сейчас из России руководит "бизнесом" ОРДЛО.

Дело об "австрийской схеме"

С 2016 года НАБУ расследует также действия других бывших чиновников НБУ и управленцев обанкротившихся банков, которые в период 2013-2015 годов, по мнению следствия, вывели 12 млрд грн "рефинанса" через австрийское финучреждение «Meinl Bank Aktiengeselschaft». В частности, в деле фигурируют Пивденкомбанк, Банк "Киевская Русь", Городской Коммерческий Банк, Автокразбанк, Терра Банк, Дельта Банк, банк "Хрещатик", "Финансы и Кредит" и десяток других мелких банков. Рефинансирование, которое НБУ выдал этим учреждениям "растворилось" путем погашения якобы кредиторской задолженности подконтрольных предприятий указанному финучреждению — нерезиденту. Комментируя тогда это уголовное производство, экс-глава Нацбанка Степан Кубив отмечал, что во времена его руководства в НБУ решения о выделении рефинансирования принимались коллегиально.

Всего, по оценкам Фонда гарантирования, владельцы и топ-менеджеры банков вывели средства 17 неплатоспособных банков путем размещения на корсчетах в иностранных банках на сумму более $800 млн (20 млрд грн).

Учитывая шум, возникший из-за нынешних подозрений чиновникам Нацбанка, менеджерам и владельцу VAB Банка по делу о завладении 1,2 млрд гривен, дело потребует от НАБУ тщательного изучения и поиска неопровержимых доказательств.

Все зацепились за «какой-то» миллиард банка Бахматюка, а ведь еще многие «рефинансировались»...
Александр Паращий

"По факту, правоохранительные органы только создали проблемы. Репутационные проблемы для власти в глазах МВФ и крупного европейского банка (Райффайзен банк Аваль австрийской группы Raiffeisen. — Авт.), которые выразили свое высокое доверие Александру Писаруку, одному из главных фигурантов дела. К тому же делают почти невозможными переговоры с Олегом Бахматюком о возвращении им средств обанкротившихся банков, о готовности к чему он, по крайней мере, настойчиво заявляет последние несколько лет. И возможно даже своими действиями снимают с Бахматюка обязательства что-то возвращать, — не только государству и госбанкам, но и международным кредиторам. Ведь если вся эта ситуация приведет к развалу агробизнеса Бахматюка, то он именно государство/НАБУ будет обвинять в том, что не дали ему шанс рассчитаться со всеми по долгам", – прокомментировал ситуацию Александр Паращий, начальник аналитического отдела ИК Concorde Capital.

Не забудем, что с одной стороны в 2015 году был принят закон об ответственности связанных с банком лиц, который усилил ответственность топ-менеджеров и владельцев банков за их доведение до неплатежеспособности. Например, за нанесение крупного материального ущерба государству или кредиторам владелец банка может сесть за решетку до 5 лет. С другой стороны, ни одно подобное дело пока так и не удалось довести до логического завершения и объяснить, как средства выводились из финучреждений и кто к этому непосредственно причастен. Почему? Видимо потому, что на "кону" слишком большие деньги, а за ними — ну очень влиятельные люди…

Марина Нечипоренко, Киев

По материалам: Укринформ

0 Replies to “Все зацепились за «какой-то» миллиард банка Бахматюка, а ведь еще многие «рефинансировались»…”