Чем украинский кризис будет отличаться от кризиса в мире

Чем украинский кризис будет отличаться от кризиса в мире

Чем украинский кризис будет отличаться от кризиса в мире

Аналитика

08.04.2020 21:58

Укринформ

Малый бизнес уже лишился прибыли и части работников, под угрозой крупный бизнес и судьба госбюджета. Остро требуются стратегии. Пусть краткосрочные

Чем дольше карантин, тем хуже дела у бизнеса. Opendatabot, платформа для работы с открытыми госданными, запустила отдельный сервис бесплатных уведомлений о ситуации с коронавирусом в Украине. Сейчас ресурс уже собрал данные некоторых представителей пострадавших отраслей и утверждает: «кроме рисков умереть от коронавирусной инфекции, у украинцев есть гораздо большая вероятность оказаться в глубоком экономическом кризисе, включая все возможные последствия: повышение преступности, мародерства и бедности». Посмотрим конкретнее, что нас ждет в разных сферах бизнеса и экономики…

Такси не требуется…

Аналитики Opendatabot в первую очередь стараются оценить падение малого бизнеса и сферы услуг. Объем рынка общественного питания в Украине в 2019 году оценивался примерно в 50 тысяч заведений, сообщает ресурс, и большинство из них не смогли быстро перестроиться на доставку или продажу на вынос. По данным компании по автоматизации ресторанов Poster, после двух недель карантина 2500 заведений прекратили работу (а это 63% всех клиентов компании в Украине). Таким образом, аналитики предполагают, что сейчас в стране не работают примерно 30 тысяч заведений. Обороты кафе и ресторанов, как видно из представленных компанией Poster цифр, снизились в 5 раз. В частности, продажи заведений общественного питания в Украине только с 23 по 29 марта сократились в среднем на 73% по сравнению с аналогичным докарантинным периодом. Если еще 24 февраля их объем превышал 11,8 млн грн, то 31 марта не дотянул до 3,6 млн. Продажи резко снизились как в столице (на 78%), так и в крупнейших областных центрах: во Львове показатель просел где-то на 78%, в Харькове – на 73%, в Днепре – на 65%, в Одессе – на 60%. В целом в ресторанном бизнесе без работы осталось свыше 160 тысяч человек. Только у клиентов Poster сейчас не работает 13 тысяч сотрудников.

Чем украинский кризис будет отличаться от кризиса в мире
Такси — количество заказов во время карантина упало почти втрое

Долгое время была неясна ситуация с такси. С одной стороны, когда публичный транспорт остановился, альтернативы не осталось. С другой – пассажиры осели на карантине и деньги на еду экономят. Ясность внесла большая служба такси Bond, которая работает в Киеве и Одессе: число заказов на карантине упало почти в три раза, говорит ее основатель Петр Обухов. «Цены мы не меняем. Но понятно, что наценки при большой нагрузке нет, даже наоборот – ввиду большого количества свободных машин автоматически включается скидка в 10%», – объясняет он.

Впридачу проседает рынок недвижимости – по данным сервиса посуточной аренды жилья Dobovo, цены на аренду недвижимости упали примерно в три раза. «Если до пандемии у нас небольшая квартира в самом центре Киева, на Бассейной (25 кв.м), сдавалась, в среднем, за 1200 грн в сутки, то сейчас мы большинство своего номерного фонда вынуждены были сдать в долгосрочную аренду за 7000-8000 грн в месяц», – сообщил Opendatabot Владимир Безлюдный, совладелец компании Partner Guest House. Правда, арендаторы жилья в соцсетях оставляют гневные комментарии, что пока этого не заметили.

…работники тоже: вакансии сократились в 1,8 раза, соискателей работы стало больше на 60%

А еще трудно не заметить, что украинцев массово отправляют в отпуска за свой счет и увольняют. Союз украинских предпринимателей (СУП) совместно с Ukrainian Marketing Group опросили украинский бизнес о состоянии их дел во время карантина и дальнейших планах развития. Исследование показало, что 29% украинских компаний приостановили свою деятельность на период карантина, 6% полностью закрыли свой бизнес. Те, кому удалось не закрыться, резко теряют прибыль и сокращают штат сотрудников.

Чем украинский кризис будет отличаться от кризиса в мире
Союз украинских предпринимателей собирает данные о потерях бизнеса с начала карантина

По данным СУП, треть владельцев бизнеса (преимущественно микро-), отчитываются о падении доходов на 90-100% с начала карантина и сокращении до 50% штата. Остальные (представители малого и среднего бизнеса) рассказывают о снижении доходов на 25-50% и увольнении от 10 до 25% работников. Потери доходов крупных предприятий составляют 10-25%, там прогнозируется сокращение штата на 25% до конца ограничительных мер, сообщают аналитики Opendatabot. Только 3% респондентов указывают, что их бизнес сможет работать длительное время при необходимых условиях (арендные каникулы, удаленный доступ для сотрудников, пересмотр бизнес-модели), говорится на официальной странице СУП. Члены этой бизнес-ассоциации заявляют о необходимости смягчения карантина.

Сокращенные работники с ними согласились бы, ведь количество доступных вакансий тоже падает. По данным Work.ua, предоставленным платформе Opendatabot, за две недели общее количество вакансий сократилось в 1,8 раза, а количество новых публикаций вакансий – в 2,5 раза. Если 11 февраля в базе ресурса было размещено 39,5 тыс. вакансий, то в последний день месяца – без малого 24,5. Количество компаний с активными вакансиями сократилась на 25%, подсчитали в Opendatabot. А согласно данным HeadHunter grc.ua Украина, за первые две недели карантина число украинцев, которые ищут новое место работы, возросло на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Работу активно ищут как начинающие специалисты, так и опытные топ-менеджеры. Но пока работодатели, как утверждают аналитики, не спешат брать на работу новых сотрудников: пытаются максимально переводить уже имеющихся на удаленную работу или отправлять в отпуск за свой счет, а поиск новых сотрудников приостановили.

Каким будет тройной украинский кризис

Почему же так быстро посыпалась структура экономических отношений в Украине, не продержалась и двух недель? За несколько месяцев до начала глобального мирового кризиса Украина вступила в свой внутренний, рукотворный кризис – напоминает экономист, эксперт Института GROWFORD Алексей Кущ. «В январе мы уже видели падение ВВП на 0,5%. Но кризис тогда носил еще скрытый, латентный характер, а ситуация с коронавирусом ее обострила, обозначила», – объясняет он. Карантин для экономики, по словам эксперта, будто остановка сердца для человека, и сейчас именно такая остановка произошла. Поэтому естественно, что наблюдаем лавинообразный обвал: в Китае падение промышленного производства на уровне 20%, в США сезонное падение ВВП оценивают в 20-30% (это конец четвертого квартала 2019 — начало первого в 2020-м, дальше будет лучше). А вот чем все закончится для Украины?

Чем украинский кризис будет отличаться от кризиса в мире
Алексей Кущ

Глубина падения зависит от мобилизационных возможностей экономики, а они определяются тремя факторами – запас прочности у населения и бизнеса, инструментальный пакет правительства по амортизации кризиса и стимулирования экономике и потенциал НБУ – его способность реагировать на кризисные ситуации. «У нас все эти показатели на низком уровне по сравнению с другими странами. Финансовой подушки у людей нет, инструментарий правительства применяется чрезвычайно «скромный» (его, можно сказать, нет – льгота по ЕСВ в размере 1000 грн в месяц это ничто), а НБУ практически самоустранился от решения проблем экономики. Поэтому такой обвал», – объясняет Алексей Кущ.

Стремительный обвал еще не значит дно, считает доктор экономических наук, профессор Алексей Плотников. «Казалось бы, уже некуда падать, но, как показывает исторический опыт Украины, она может продолжать падение, – говорит он. – Думаю, возможности для этого еще не исчерпаны, может быть еще хуже, хоть это и звучит цинично». Еще могут остановиться крупные предприятия, объясняет заслуженный экономист Украины, начаться проблемы в сфере торговли, когда закончатся деньги у населения и товарооборот в супермаркетах снизится. «Последние прогнозы падения экономики – 3,9% ВВП, и думаю, более чем 5% в год можно спокойно планировать: перспектива движения вниз есть, и вопрос, когда ситуация начнет улучшаться – не к сфере экономики, а к вирусу», – рассуждает Плотников.

Нужны «квартальные» стратегии. Да, на 3 месяца – но стратегии!

Хрупкая украинская финансовая система пока держится, но в рамках лишь одного бюджетного месяца, замечает Алексей Кущ. Чтобы увидеть всю кризисную картину бюджетных показателей, надо как минимум два месяца – отследить, как проходят бюджетные платежи при нарастании кризиса. «Карантин начался в середине марта, когда большинство пенсий были выплачены и часть зарплат бюджетников тоже. В апреле их выплатят за счет тех 42 млрд грн, которые НБУ перечислил единовременно на единый Казначейский счет», – объясняет эксперт. То есть в апреле этих средств от прибыли НБУ хватит, чтобы выплатить апрельские пенсии даже с учетом обещанных дополнительных выплат и зарплаты бюджетникам, считает Кущ, а вот май будет очень показательным.

«Я так понимаю, есть расчет в мае получить деньги от МВФ и включить их в расходную часть бюджета. Стратегия примерно такая: март удалось закрыть за счет текущих поступлений, апрель за счет прибыли НБУ, а май – кредитом МВФ», – говорит Алексей Кущ. Если транша не будет, то в мае, по его мнению, продадут 2 миллиарда долларов, полученных «Нафтогазом» от «Газпрома» по результатам транзитного арбитража. Один миллиард, по его данным, уже потратили зимой, осталось два, и их, вероятно, в виде авансов платежей от «Нафтогаза» положат в бюджет, объясняет эксперт. «Правительство рассчитывает на тактические, а не стратегические шаги, не строя планы хотя бы на ближайшие 4-5 месяцев. Экономика до осени, скорее всего, не заведется, – резюмирует Кущ. – Стратегия нужна долгосрочная. Учитывая обстоятельства, я бы на месте правительства перешел на трехмесячные бюджетные планы: практически невозможно качественно моделировать бюджетные показатели даже на полгода вперед».

Чем украинский кризис будет отличаться от кризиса в мире
Алексей Плотников

Как минимум следовало бы позволить работать малому и среднему бизнесу – самозанятым гражданам, которые сами себя кормят, считает Алексей Плотников. «В зависимости от эпидемической ситуации можно было бы смягчить режим перевозок, работу торговых сетей», – убежден он. Если, согласно прогнозам, пик эпидемии в Украине придется на 20-е числа апреля, а в мае можно будет сворачивать карантин, то это будет очень хорошим сценарием для нас. «Тогда можно будет с лета возобновлять экономическую активность и выйти на конец года хотя бы на нуле, а не на падении, – рассуждает Плотников. – Если ситуация будет развиваться по-другому, строить прогнозы трудно». Поступление транша МВФ в очередной раз спасет Украину, особенно если достигнут договоренности, чтобы направить кредитные средства в бюджете и «проесть» их. «Это поможет залатать определенные дыры, оплатить хотя бы социалку. В любом случае на повышение пенсий, минимальных зарплат, как планировалось, рассчитывать не стоит», – говорит Плотников. Он предупреждает – год будет сложный, напряженный, совсем не такой, на который надеялись власти и граждане. Хорошо, хоть социальные выплаты не остановят – по мнению Алексея Плотникова, скорее уж остановят финансирование инфраструктурных объектов, строительство дорог и садиков-школ. Алексей Кущ прогнозирует максимальное обострение ситуации на конец лета. Каким будет украинский путь выхода из кризиса, несмотря на то, что вокруг в мире ситуация тоже не радужная, увидим. И переживем это вместе, куда же денешься с этой подводной лодки.

Татьяна Негода, Киев

По материалам: Укринформ

0 Replies to “Чем украинский кризис будет отличаться от кризиса в мире”